Новости
  • среда, 20 марта

    Налоговики теперь могут тайно проверять ККТ. Это право им дало Минэкономразвития в своем письме от 25.12.2023 № Д24и-42173. Раньше инспекторы не вправе были начать административное производство по ККТ без взаимодействия с компанией. Сейчас бизнес может и не узнать, что его проверяют.

    https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/

  • четверг, 30 ноября

    Федеральным законом от 27.11.2023 года № 539-ФЗ внесены ряд поправок в налоговый кодекс Российской Федерации.

    - сроки перечисления НДФЛ: 1 января 2024 г., налог за текущий мес., подлежащий к уплате с 1 по 22 число, нужно будет вносить до 28 числа включительно. Суммы с 23 числа должны быть внесены в бюджет не позже 5 числа следующего мес. Сейчас НДФЛ перечисляют ежемесячно, одним платежом.

    - Дополнен список лиц, признаваемых взаимозависимыми. Теперь к ним будут относить зарубежные юридические лица, контролируемые одним и тем же лицом.

  • понедельник, 09 октября

    Минфин водит новые КБК по НДФЛ для случаев пересчета налога, денежных взысканий, недоимки, переплаты. 

    Внесли поправки к действующим перечням КБК. А так же добавили коды для НДФЛ, который перечисляют налоговые агенты, определенные правительством, и который должны распределять между субъектами РФ.

    Соответствующий приказ находится на регистрации в Минюсте России.

Ошибки проверяющих как инструмент защиты при налоговых проверках

Не секрет, что в последние годы происходит ужесточение налоговой политики государства, в том числе в части результативности проводимых налоговых проверок.

По данным статистики УФНС по Курской области, за 2012 год было проведена 531 выездная налоговая проверка, по результатам которых было доначислено порядка 2,5 млрд. рублей. В расчете на одно проверяемое лицо размер доначислений составил около 4,5 млн. рублей. Для сравнения в 2011году проведено 662 проверки при общей сумме доначислений 2, 37 млн. рублей.

Данные статистики подтверждают изменение вектора поверяющей инстанции от количества проверок к их качеству., т.е при одновременном уменьшении количества проверок будет расти размер доначислений налогов в бюджет.

Очень важно отметить тот факт, что за 2012 год не было отмечено случая безрезультативных проверок, т.е каждая проводимая проверка оканчивалась начислением налогов и привлечением налогоплательщика к ответственности.

В таких условиях особенно актуальным для любого предпринимателя независимо от вида деятельности и масштаба бизнеса становится необходимость в управлении налоговыми рисками, возникающими по результатам налоговых проверок.

Это возможно только в случае, если налогоплательщик четко знает свои права обязанности, а также права и обязанности проверяющих, нормы действующего законодательства в части процедуры проведения налоговых проверок.

Компания уже в процессе деятельности может контролировать некоторые критерии, которые используются налоговыми органами для включения налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Среди основных можно выделить следующие: убытки на протяжении двух и более лет, налоговая нагрузка ниже среднестатистической по отрасли, заработная плата ниже средней по отрасли, доля вычетов по НДС превышает 89% от суммы начисленного налога. Однако самым опасным критерием на практике является наличие у налоговых органов сведений о применении схем уклонения от уплаты налогов. Это возможно в случае, если предпринимателя подозревают в связи с «проблемным» контрагентом. Основанием для подобных выводов может служить отсутствие у налоговых органов сведений о наличии личных контактов руководителя копании и компании контрагента, информации о том, кто является представителем контрагента (при отсутствии соответствующего приказа), отсутствие информации о имеющимся у него имуществе-офисе, складах, оборудовании, отсутствие информации в открытых источниках (например, в интернете).

С целью защиты своих прав в случае их нарушения предприниматель должен знать о том, что в ходе проверки проверяющие допускают множество ошибок, а также зачастую действуют за рамками возложенных полномочий.

При истребовании документов на проверку налоговыми инспекторами в 90% случаев затребуются документы, не относящиеся к предмету проверки. Например, при проверке НДС требуются договора займа, документы на оплату поставщикам и т. д. Кроме того, для облегчения своей работы налоговики очень часто просят составить аналитические таблицы, справки, что делать налогоплательщик абсолютно не должен.

Не редкими бывают запросы по документам с «отраслевой спецификой»-технологическим картам, разрешениям, лицензиям. Случаи истребования документов вне рамок проверки (за ее пределами), а также повторное истребование вызывают немало споров с проверяющими, которые в дальнейшем успешно разрешаются в арбитражном суде в пользу налогоплательщиков.

Немаловажным является и тот факт, что требование о предоставлении документов может быть оформлено с ошибками. В нем может быть неверно указаны наименование и ИНН/КПП юридического лица или Ф.И.О. предпринимателя, требование подписано сотрудником, не производящим проверку.

При осуществлении допроса свидетеля как довольно часто применяемого мероприятия налогового контроля налоговиками также допускается множество нарушений. Так, свидетеля «забывают» предупредить об ответственности за дачу ложных показаний, применении аудио и видеозаписи, допрос производится за пределами проверки (например, после ее окончания).

Если налоговые инспекторы допрашивают руководителя проблемного контрагента, зачастую это мероприятие проводится совместно с органами внутренних дел. Если в решении о проведении проверки такое взаимодействие не указанно, допрос может быть признан незаконным.

При осуществлении проверки на территории налогоплательщика налоговые инспекторы активно пользуются недостаточными знаниями проверяемого лица в вопросах прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов. Так, инспекторы опрашивают сотрудников в неформальной обстановке без оформления каких либо официальных документов. Другой распространенный случай-передача подлинников документов без описи. Осуществляя осмотр помещений, налоговики обязаны составить соответствующий протокол. Распространенными случаями нарушений являются неверное оформление протокола-нет подписей, осмотр производился без присутствия законного представителя предпринимателя.

В случае, если у сотрудников налоговой службы есть основания предполагать, что истребуемые документы могут быть сокрыты, изменены или уничтожены, производится выемка документов. Нарушения при этом мероприятии налогового контроля следующие-выемку производят в ночное время, документы изымаются без присутствия двух понятых,

Загруженные работой инспекторы очень часто физически не успевают оформить те или иные документы, например требование о представлении документов.

В таких случаях они просят налогоплательщиков предоставить документы, позвонив по телефону, что является грубым нарушением и превышением полномочий.

В своем арсенале сотрудники налоговой службы нередко применяют психологические инструменты воздействия. К таковым можно отнести и угрозы привлечения к уголовной ответственности, и обещания огромных сумм доначислений и штрафов в случае нерешения вопроса добровольным путем. Такие действия налоговиков также незаконны и не могут служить основанием для взаимодействия налогоплательщика с проверяющими.

Таким образом, зная заранее - какие действия сотрудников налоговой службы можно признать незаконными, предприниматель сможет уже на этапе прохождения налоговой проверки значительно снизить риски доначислений и привлечения к налоговой ответственности.