Новости

Снижение рисков непризнания в налоговом учете расходов по юридическим, консультационным, бухгалтерским и иным аналогичным услугам. Пути и решения.

С каждым годом в бизнесе набирает обороты популярность привлечения сторонних консультантов в самых различных сферах- от юриспруденции и бухгалтерского учета до консалтинга в сфере экологии.

Множество предпринимателей пользуются консультационными услугами, преимущества которых для бизнеса очевидны: от экономии времени до получения гарантированного результата от сотрудничества исходя из сложившейся практики и уникальных наработок консультанотов.

Как правило, услуги консультантов недешевы, поэтому для отражения их в составе расходов для цели исчисления налогов необходимо внимательно относиться к оформлению документов, а также обоснованию необходимости привлечения сторонних специалистов.

Расходы на юридические, консультационные, бухгалтерские и иные аналогичные услуги могут быть учтены для целей налогообложения при условии их соответствия критериям, установленным п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На практике, в 90% случаев в результате проверки налоговые инспекторы не принимают расходы на юридические, бухгалтерские и информационные услуги и исключают их из налогооблагаемой базы налога на прибыль или единого налога на «упрощенке».

Расходы экономически необоснованны, нецелесообразны.

Основаниями для подобных выводов налогового органа является наличие общедоступных сведений в отчете об оказании услуг, наличие аналогичных служб у налогоплательщика (например, предоставление юридических услуг компании, у которой есть собственная юридическая служба), оказание консультационных услуг по типу абонентского обслуживания по фиксированной сумме; отсутствие в приказе об учетной политике положения о передаче ведения бухгалтерского учета сторонней организации.

Расходы документально не подтверждены или по ним невозможно четко идентифицировать оказанные услуги.

В этом случае налоговики не принимают расходы в связи с тем, что не была представлена документы не соответствуют требованиям налогового и бухгалтерского законодательства, из содержания договора, акта приема-сдачи , отчетов нельзя однозначно определить какие услуги оказаны, в документах нет достаточной информации об объеме, характере и результатах оказанных услуг; в документах нет расчета стоимости оказанных услуг; не представлена программа и расписание семинаров, списка обучающихся, табелей учета рабочего времени (в

случае предоставления услуг по обучению)

Расходы направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Подобный вывод широко используется налоговыми органами на практике вследствие того, что произведенные затраты не связаны со спецификой деятельности, осуществлены не для получения дохода налогоплательщиком, существует взаимозависимость между получателем и исполнителем услуг.

Для снижения рисков непринятия расходов к налоговому учету налогоплательщик должен заранее позаботиться о грамотном оформлении документов и подготовке аргументированного обоснования необходимости привлечения консультантов.

Пути снижения налоговых рисков:

1. Наличие (то есть своевременное составление) соответствующих требованиям законодательства РФ документов, подтверждающих оказание услуг: договора, задания к договору (и/или сметы, или плана), акта сдачи-приемки, отчета, платежных поручений и др.

2. Подробное описание в документах, кем, кому, когда, в какие сроки оказываются услуги, перечень и стоимость (подтвержденная расчетом) услуг.

3. Исключение из договора на оказание услуг запрета на использование общедоступной информации.

4. Четкое отражение в акте сдачи-приемки услуг факта оказания услуги, а также связи предоставления такой услуги с деятельностью налогоплательщика. Точное и подробное указание в акте сдачи-приемки услуг по долгосрочным договорам содержания оказанных услуг, что позволит безошибочно идентифицировать их, а также подтвердить их оказание, оплату и принятие к учету.

5. Отражение в отчетах (и/или пояснениях, и/или анализах) связи между оказанными услугами и достигнутыми результатами (экономическим эффектом).

6. Обязательное оформление по услугам, оказанным в устной форме, отчета, в котором подробно описан перечень обсужденных и разъясненных вопросов.

7. Оказание услуг не лично руководителю, а организации. Расходы на услуги фактически оказанные руководителю не относятся к производственной деятельности, поэтому не могут включаться в расходы организации.

8. Следует избегать дублирования функций работников налогоплательщика и функций привлекаемых специалистов.

9. Подтверждение (документальное) факта отсутствия по объективным причинам возможности осуществления должностных функций сотрудниками налогоплательщика. Такими объективными причинами могут быть:

- нахождение штатных сотрудников в отпусках, командировках, на больничных;

- наличие вакантных мест в штате налогоплательщика;

-несоразмерность количества штатных сотрудников объему работы налогоплательщика;

- отсутствие у штатных сотрудников соответствующего образования;

- отсутствие у штатных сотрудников опыта работы;

-специфичность проблемы, требующей специальных познаний (узкой квалификации);

- занятие привлекаемого специалиста профильным видом деятельности.

Таким образом, минимизировать претензии налоговых органов позволяет правильное оформление и учет документов, подтверждающих оказание услуг.

 

Светлана Зайцева,

юрист ООО АРНИКОН